О правах несовершеннолетних детей на имя, отчество и фамилию

Глава 11 СК РФ определяет основные права несовершеннолетних детей. Прежде всего стоит отметить, что несовершеннолетним признается лицо, не достигшее возраста 18 лет.

Личные неимущественные права детей, предусмотренные 11 главой СК РФ являются наиболее значимыми. Статья 58 Семейного кодекса РФ устанав-ливает право на имя, отчество и фамилию.

Сейчас родителям предоставлена полная свобода выбора имени своему ребенку. Однако при принятии решения о том, как назвать ребенка, родителям придется учитывать определенные требования. В частности, при выборе родителями имени ребенка не допускается использование в его имени цифр, буквенно-цифровых обозначений, числительных, символов и не являющихся буквами знаков, за исключением знака "дефис", или их любой комбинации либо бранных слов, указаний на ранги, должности, титулы. Запись имени, не отвечающего названным требованиям, запрещена.

Такие изменения внесены в Семейный кодекс РФ и Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния", и вступили в силу с 12 мая 2017 года.

Также новой редакцией федеральных законов установлены правила присвоения детям при рождении двойных фамилий. 

Предусматривается, что при разных фамилиях родителей по соглашению родителей ребенку присваивается фамилия отца, фамилия матери или двойная фамилия, образованная посредством присоединения фамилий отца и матери друг к другу в любой последовательности, если иное не предусмотрено закона-ми субъектов Российской Федерации.

Не допускается изменение последовательности присоединения фамилий отца и матери друг к другу при образовании двойных фамилий у полнородных братьев и сестер. Двойная фамилия ребенка может состоять не более чем из двух слов, соединенных при написании дефисом.

До внесения изменений закон предусматривал образование двойной фамилии лишь при вступлении в брак.

Хочется напомнить родителям, что дети с нестандартными именами (например, Каспер Ненаглядный, Океана, Радость, Алена-Цветочек, Будда-Александр, Господин, Мир и др.) зачастую подвергаются насмешкам со стороны сверстников в детских коллективах, а самостоятельно поменять свое имя на другое они могут только по достижении 14 лет.

За незаконное привлечение к административной ответственности граждане вправе требовать компенсации морального вреда

Верховный Суд РФ в решении рассмотрел вопрос о компенсации морального вреда в связи с незаконным привлечением к административной ответственности.

Примечательно, что нижестоящие судебные инстанции отказывали в компенсации, мотивируя тем, что прекращение административного производства не влечет причинения морального вреда лицу, в отношении которого был составлен только протокол.

Однако Верховный Суд РФ не согласился с их мнением и указал, что ст. 53 Конституции РФ предусматривает возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти или должностными лицами. Такой вред возмещается согласно ст. 1069 Гражданского кодекса РФ из федерального бюджета, субъекта РФ или бюджета муниципального образования.

Для разрешения требований гражданина о компенсации ему морального вреда, причиненного незаконным привлечением к административной ответственности, необходимо установить сам факт незаконности акта привлечения и нравственных страданий.

При этом, не учтено, суды признали неправомерность привлечения водителя к административной ответственности и дело прекращено в связи с отсутствием события нарушения. Также не учтено, что моральный вред может заключаться в испытываемом унижении, ином дискомфортном состоянии.

В связи с этим дело отправлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции. Верховный суд РФ напомнил, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.

Штраф

Штраф, в качестве меры уголовного наказания, в соответствии с требованиями ст.46 Уголовного кодекса Российской Федерации, устанавливается в размере от 5 тысяч до 5 миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 недель до 5 лет либо исчисляется в величине, кратной стоимости предмета или сумме коммерческого подкупа, взятки или сумме незаконно перемещенных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов.

Наказание в виде штрафа является наиболее мягким видом наказания и назначается судом с учетом реальной возможности его исполнения, тяжести совершенного преступления и имущественного положения осужденного и его семьи, а также с учетом возможности получения осужденным заработной платы или иного дохода.

В соответствии со ст. 31 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) осужденный к штрафу без рассрочки выплаты обязан уплатить штраф в течение 60 дней со дня вступления приговора суда в законную силу. В случае отсутствия единовременной возможности уплатить штраф, суд по ходатайству осужденного может рассрочить уплату штрафа на срок до пяти лет.

Осужденный к штрафу с рассрочкой выплаты обязан: в течение 60 дней со дня вступления приговора или решения суда в законную силу уплатить первую часть штрафа. Оставшиеся части штрафа осужденный обязан уплачивать ежемесячно не позднее последнего дня каждого последующего месяца.

Осужденный, не уплативший штраф либо часть штрафа в установленные законом сроки, признается злостно уклоняющимся от уплаты штрафа (ч. 1 ст. 32 УИК РФ).

В отношении осужденного, злостно уклоняющегося от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного наказания, судебный пристав - исполнитель не ранее 10, но не позднее 30 дней со дня истечения предельного срока уплаты, направляет в суд, вынесший приговор, представление для рассмотрения вопроса о замене штрафа другим видом наказания в соответствии с санкцией статьи уголовного закона, по которой назначено наказание.



О воде

В соответствии со ст. 11 Водного кодекса РФ право пользования поверхностными водными объектами или их частями приобретается физическими лицами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

На основании договоров водопользования право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях:

забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов;

использования акватории водных объектов, если иное не предусмотрено водным законодательством;

производства электрической энергии без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.

На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено действующим законодательством, право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях:

1) обеспечения обороны страны и безопасности государства;

2) сброса сточных вод;

3) строительства и реконструкции гидротехнических сооружений;

4) создания стационарных и плавучих (подвижных) буровых установок (платформ), морских плавучих (передвижных) платформ, морских стационарных платформ и искусственных островов;

5) строительства и реконструкции мостов, подводных переходов, трубопроводов и других линейных объектов, если такие строительство и реконструкция связаны с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов;

6) разведки и добычи полезных ископаемых;

7) проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов, за исключением случаев, предусмотренных Водным кодексом РФ;

8) подъема затонувших судов;

9) сплава древесины;

10) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов для гидромелиорации земель;

11) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и сброса сточных вод для осуществления аквакультуры (рыбоводства).

Водопользование осуществляется по основаниям, предусмотренным иными федеральными законами, без предоставления водных объектов в следующих случаях:

1) использование водных объектов для целей морского, внутреннего водного и воздушного транспорта, за исключением случаев, предусмотренных Водным кодексом РФ;

2) использование водных объектов для целей рыболовства и аквакультуры (рыбоводства);

3) в других случаях, предусмотренных Водным кодексом РФ и иными федеральными законами.

Статья 8.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Частью 2 статьи 8.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение правил водопользования при добыче полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, а равно при возведении и эксплуатации подводных и надводных сооружений, при осуществлении рыболовства, судоходства, прокладке и эксплуатации нефтепроводов и других продуктопроводов, проведении дноуглубительных, взрывных и иных работ либо при строительстве или эксплуатации дамб, портовых и иных сооружений и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Вверх