Расторжение трудового договора с беременной женщиной

В Трудовом кодексе Российской Федерации содержатся нормы, закрепляющие для беременных женщин повышенные гарантии по сравнению с другими нормами Трудового кодекса Российской Федерации, регламентирующими расторжение трудового договора. Так, в соответствии с частью 1 статьи 261 Трудового кодекса Российской Федерации запрещается расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременными женщинами, за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.

Эта норма, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 06.12.2012 № 31-П, является трудовой льготой, обеспечивающей стабильность положения беременных женщин как работников и их защиту от резкого снижения уровня материального благосостояния, обусловленного тем обстоятельством, что поиск новой работы для них в период беременности затруднителен. Названная норма направлена на обеспечение поддержки материнства и детства в соответствии со статьями 7 и 38 Конституции Российской Федерации.

Из буквального толкования части 1 статьи 261 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что законом установлен запрет на увольнение по инициативе работодателя беременных женщин, кроме единственного исключения – ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.

Данное толкование приведенных нормативных положений согласуется с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.01.2014 № 1 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних», в котором обращено внимание судов на то, что, поскольку увольнение беременной женщины по инициативе работодателя запрещается, отсутствие у работодателя сведений о ее беременности не является основанием для отказа в удовлетворении иска о восстановлении на работе. Беременная женщина, трудовой договор с которой расторгнут по инициативе работодателя, подлежит восстановлению на работе и в том случае, если к моменту рассмотрения в суде ее иска о восстановлении на работе беременность не сохранилась.

Таким образом, правовое значение имеет факт беременности на день увольнения.

Гарантии при сверхурочной работе

Сверхурочная работа – это работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени – сверх нормального числа рабочих часов за учетный период. Согласно статье 99 Трудового кодекса Российской Федерации привлечение к сверхурочной работе инвалидов допускается только с их письменного согласия и при условии, если это не запрещено им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При этом инвалиды должны быть под роспись ознакомлены со своим правом отказаться от сверхурочной работы. Продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год. В силу статьи 152 Трудового кодекса Российской Федерации сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы – не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.

Положения о срочном трудовом договоре

В соответствии со ст. 58 ТК РФ срочные трудовые договоры заключаются только в тех случаях, когда трудовые отношения с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения не могут быть установлены на неопределенный срок.

Однако часть пятая указанной статьи устанавливает, что если трудовой договор заключен на определенный срок при отсутствии достаточных к тому оснований, то он считается заключенным на неопределенный срок. Законодательное ограничение случаев применения срочных трудовых договоров фактически направлено на предоставление работнику как экономически более слабой стороне в трудовом правоотношении защиты от произвольного определения работодателем срока действия трудового договора, что не только отвечает целям и задачам трудового законодательства, социальное предназначение которого заключается в преимущественной защите интересов работника, включая его конституционно-значимый интерес в стабильной занятости, но и согласуется с вытекающим из Конституции РФ (статья 17, часть 3) требованием соблюдения баланса конституционных прав и свобод работника и работодателя.

В соответствии с указанными нормативными положениями и разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» можно сделать вывод, что по общему правилу срочные трудовые договоры могут заключаться только в случаях, когда трудовые отношения с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения не могут быть установлены на неопределенный срок, а также в других случаях, предусмотренных ТК РФ. Также необходимо учитывать, что в случае судебного спора обязанность доказывать наличие обстоятельств, влекущих невозможность заключения трудового договора на неопределенный срок, возлагается на работодателя.

Об охране окружающей среды, о санитарно-эпидемиологическом благополучии и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

26.04.2021 под председательством Лабинского межрайонного прокурора – Кукина А.В. проведена межведомственная рабочая группа по вопросам исполнения законодательства об охране окружающей среды, о санитарно-эпидемиологическом благополучии и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В заседании рабочей группы приняли участие руководители правоохранительных органов, представители органов местного самоуправления, специалисты Министерства природных ресурсов Краснодарского края, Россельхознадзора, а также предпринимательский корпус.

В ходе рабочей группы межрайонным прокурором обозначены результаты прокурорского надзора в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами и иными видами отходов, а также высказаны предложения по их решению. Кроме того, заслушаны представители органов местного самоуправления, директор МУП «Санитарная очистка» о результатах принятых мер по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов и о перспективах дальнейшей работы с гражданами в сфере обращения с отходами.

По итогам обсуждения выработаны меры, направленные на укрепление состояния законности в сфере охраны окружающей среды, повышение эффективности деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, усиление межведомственного взаимодействия.

Ранее работниками межрайонной прокуратуры совместно со специалистами Госпожнадзора зафиксирован случай возгорания несанкционированной свалки на территории Ахметовского сельского поселения. Также места несанкционированного размещения отходов выявлены на территории Первосинюхинского сельского поселения. По результатам приняты меры прокурорского реагирования.

Исполнение законодательства об охране природы поставлено межрайонной прокуратурой на контроль.

Вверх